Preview

Труды ВНИРО

Расширенный поиск
Том 172 (2018)

Промысловые виды и их биология

6-26
Аннотация

Анализируются данные о взаимосвязи между высотой клешни и шириной карапакса крабов-стригунов (род Chionoecetes) из Охотского и Берингова морей. Для быстрого разделения морфометрически зрелых (широкопалых) и незрелых (узкопалых) самцов предложен коэффициент морфометрической зрелости (К%), рассчитываемый как отношение высоты клешни и ширины карапакса, выраженное в процентах. Граничное значение К%, позволяющее идентифицировать широкопалых и узкопалых особей самцов с вероятностью свыше 95% для крабов-стригунов Бэрда и ангулятус равно 16; для краба-стригуна опилио — 21% (Западная Камчатка, северная часть Охотского моря, Восточный Сахалин, Корякский район Берингова моря) или 19% (Наваринский район Берингова моря, центральный часть Охотского моря). Предполагается, что у узкопалых самцов краба-стригуна опилио наступление физиологической и морфометрической половой зрелости происходит при значениях К%, равных 14 и 20% соответственно. Обсуждается взаимосвязь наступления морфометрической зрелости с биохимическими показателями гемолимфы и развитием мышц. Предложена общая схема роста самцов крабов-стригунов с учётом альтернативности в возрасте наступления физиологической и морфометрической зрелости, а также — в возрасте прохождения терминальной линьки.

27-48
Аннотация

По материалам двух траловых (1997 и 2000 гг.), двух ловушечных съёмок (1992 и 2001 гг.) и 153 промысловых рейсов (1992–2007 гг.) проанализировано распределение краба-стригуна опилио Chionoecetes opilio в северной части Охотского моря. На основании распределения размерных и половых групп, дополненного литературными данными, составлена функциональная структура ареала исследуемого вида. Центром структуры принимается зона размножения — расположенные вблизи кромки шельфа плотные скопления самок с отложенными на плеоподы яйцами или уже выпустивших личинок. Оседание пелагических личинок происходит в верхней части шельфа на глубинах до 100 м, где мальки подрастают до 2 лет, после чего спускаются глубже. В этой зоне, определенной как зона немигрирующей молоди, у крабов наступает половозрелость и они начинают онтогенетическую миграцию в сторону зоны размножения. В ходе миграции самки спариваются, проходят терминальную линьку и в зону размножения приходят с кладкой яиц на плеоподах, где живут до 6 лет после линьки. У самцов терминальная линька происходит постепенно, небольшими частями от общего количества, и перелинявшие особи замедляют и прекращают миграцию. При этом от наступления половозрелости до терминальной линьки может пройти несколько линек роста. В результате часть самцов после терминальной линьки остаются на пути миграции, часть, достигнув зоны размножения, следуют в зону нагула промысловых самцов, где и происходит терминальная линька. Эта зона — основной район промысла. В зону размножения эти самцы возвращаются незадолго до естественной гибели, на 3–4 год после терминальной линьки. Такая структура снижает негативную роль каннибализма на ранних стадиях развития.

49-69
Аннотация

Исследования распределения краба-стригуна опилио в Баренцевом море выполнены на основании данных, собранных в 2013, 2014, 2016 и 2017 гг. в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России и открытой части Баренцева моря (ОЧБМ) с помощью промысловых крабовых ловушек. Анализ распределения краба-стригуна опилио выполнен с учетом особенностей аллометрического роста и наличия терминальной линьки. Выявлены участки локализации следующих функциональных групп баренцевоморской популяции краба-стригуна опилио: узкопалых и широкопалых самцов, а также половозрелых и неполовозрелых самок. Исходя из особенностей распределения указанных функциональных групп, показано наличие в пределах ИЭЗ России в Баренцевом море всех основных структурных элементов популяции: нагульной зоны (с дифференциацией в её пределах питомной области, области нагула узкопалых самцов и области нагула широкопалых самцов), репродуктивной зоны, зоны нестерильного выселения и зоны стерильного выселения. Большая часть акватории ОЧБМ является периферийной зоной популяции краба-стригуна опилио, и только небольшой участок охватывает зону нагула терминальных самцов. Результаты выполненных исследований показывают, что основные элементы пространственно-функциональной структуры ареала сформировавшейся в Баренцевом море популяции краба-стригуна опилио располагаются в пределах континентального шельфа России в Баренцевом море. За его пределы выходит только западная периферия ареала, которая, по-видимому, относится к нестерильной и стерильной зонам выселения.

70-90
Аннотация

В последние годы восточная часть Баренцева моря активно заселяется крабом-стригуном опилио, этот процесс сопровождается увеличением его численности и встраиванием в местные биоценозы. Условия среды в Баренцевом море оптимальны для развития краба-стригуна опилио, а области его массового поселения совпадают с районами наиболее обильной и разнообразной бентосной фауны, что обеспечивает богатую кормовую базу как для молоди, так и для взрослой части популяции. Полученные результаты свидетельствуют о достаточно широком спектре питания краба-стригуна опилио в Баренцевом море. Спектр пищевых объектов включает представителей практически всех основных групп баренцевоморского бентоса. Выявлена разница в питании самок и самцов, молоди и взрослых особей. Молодь и самки предпочитают мелководные районы, где преобладают сообщества с доминированием двустворчатых моллюсков, самцы же обитают глубже на склонах и во впадинах, где на илистых грунтах наиболее доступной пищей являются полихеты и ракообразные. По приблизительной оценке, краб выедает ежегодно не менее 30 тыс. т кормового бентоса, что составляет 0,1–0,2% от общей биомассы макрозообентоса исследованного района. Наиболее сильное воздействие на донные биоценозы краб-стригун опилио оказывает на северо-востоке Баренцева моря и у южной оконечности архипелага Новая Земля.

91-127
Аннотация

В статье представлены данные по уловам и размерному составу камчатского краба, собранные с 2003 по 2016 гг. в Баренцевом море. Все данные были стандартизированы и занесены в базу данных ВНИРО. Рассчитаны промысловые усилия и построены размерные ряды для самцов и самок по каждому году и району. Проанализированы изменения географии промысла и выделены два основных промысловых района. Показано, что каждому из районов соответствует свой центр воспроизводства краба. По результатам обработки данных показано периодическое появление многочисленных поколений, отмечены урожайные поколения в западном и восточном районах, прослежено их развитие и освоение промыслом. Оценён кумулятивный вклад каждого из поколений в суммарный вылов камчатского краба в Баренцевом море. Показано влияние легального и нелегального промысла на численность и продолжительность существования разных поколений. Отмечены циклы появления урожайных поколений в зависимости от условий окружающей среды и кормовой базы. Замечено, что вначале регистрируется урожайное поколение камчатского краба в западном районе, а затем отмечается появление его в восточном районе.

128-148
Аннотация

Работа посвящена анализу пространственного размещения и оценке численности камчатского краба Paralithodes camtschaticus методом водолазных учётов в разные сезоны в губе полузамкнутого типа. Исследование проводили в небольшом заливе фиордового типа — губе Зелёная. От моря она отделена мелководным порогом и двумя островками, что существенно ослабляет влияние прибоя. Плотность камчатского краба составляла в августе 2015 г. от 0,17 до 1,8 экз/100 м2, в мае 2018 г. — от 0,34 до 4,17 экз/100 м2, средняя плотность в мае была в 4 раза выше чем в августе. Мы предполагаем, что изменения плотности, в первую очередь, связаны с миграциями и перераспределением краба в губе, а не с реальным увеличением численности. В губе в основном обитает неполовозрелая молодь, а на трансекте снаружи губы — половозрелые самки в августе и половозрелые особи обоих полов в мае. Полученные нами данные подтверждают важность закрытых от прибоя заливов для воспроизводства камчатского краба в Баренцевом море, а также указывают на возможность существенных ошибок в оценке плотности краба в связи с миграциями и разным поведением крабов в различные сезоны.

149-159
Аннотация

Рассмотрены особенности размерного состава баренцевоморского камчатского краба в прибрежье Мурмана и п-ова Канин по результатам ловушечных исследований в 2008–2017 гг. Расчеты, выполненные при помощи критерия Смирнова λ и кластеризации методом Уорда, показывают неоднородность размерного состава самцов и самок краба в скоплениях на различных участках в пределах территориального моря России. По результатам работы было определено 6 группировок камчатского краба, из которых одна встречается практически вдоль всего прибрежья, а остальные приурочены к определённым участкам. Показано, что состав пространственных группировок позволяет выделить особенности скоплений крабов на различных участках прибрежья, определить доминирующую размерно-функциональную группу в скоплениях беспозвоночных. Так, Варангер-фьорд при относительно небольшой площади дна включает в себя 5 групп из 6, в т. ч. группу самцов, которая встречается только на его акватории. В отдельную группировку выделены самки с наружной икрой, занимающие обширную площадь мелководий вдоль Канинского прибрежья Воронки Белого моря. В течение 2008–2017 гг. в Варангер-фьорде наблюдали формирование группировок крабов и их дробление на более мелкие группы. Совокупность локальных группировок в Варангер-фьорде можно определить как сформированную со стабильным пополнением. Полученные данные дают основания полагать, что совокупность группировок камчатского краба в Варангер-фьорде может быть обособлена от баренцевоморской популяции этого беспозвоночного.

160-171
Аннотация

Поведено исследование сообщества организмов, ассоциированных с камчатским крабом в губе Дальнезеленецкая (Баренцево море) в июле 2012 г. На крабах обнаружено 44 таксона ассоциированных организмов. Общая экстенсивность заселения — 84,5%. Встречаемость прикреплённых форм была относительно невелика. Наибольший показатель отмечен для мшанок и гастропод (5,1%). Среди подвижных форм преобладали амфиподы Ischyrocerus commensalis (84,5%), копеподы Tisbe furcata (74,1%) и Harpacticus uniremis (29%). Также отмечена довольно высокая экстенсивность заселения крабов рыбьими пиявками Johanssonia arctica (22,4%). При сравнении показателей заселённости с данными 2011 г. выявлены достоверные различия для подвижных полихет Harmothoe imbricata, которые встречались чаще в 2012 г., и амфипод Ischyrocerus anguipes, для которых отмечена обратная тенденция. Заселённость крупных крабов в 2,5 раза превышала этот показатель у неполовозрелых особей. Схожий результат отмечен при сравнении числа видов, встреченных на неполовозрелых и половозрелых крабах. Изучены особенности локализации симбионтов на крабах.

Аквакультура

172-183
Аннотация

Для модульного бассейнового комплекса разработана технологическая схема выращивания молоди камчатского краба, включающая семь этапов: «Отлов и доставка икряных самок» (1); «Содержание икряных самок» (2); «Содержание икряных самок при отделении личинок» (3); «Выращивание личинок» (4); «Выращивание глаукотоэ» (5); «Выращивание молоди» (6); «Выпуск молоди в естественную среду» (7). Успешность проведения этапов 1 и 2 зависит от физиологического состояния производителей. Продолжительность этапа 2 определяется стадией зрелости икры. На этапе 3 для быстрого сбора недавно вышедших из яиц личинок необходимо использовать точечный источник света, расположенный в отсеке ёмкости, отделённом от самок краба перфорированной перегородкой. Этап 4 является наиболее трудозатратным. В данной фазе жизненного цикла у камчатского краба проявляется каннибализм, что приводит к росту смертности личинок при недостатке корма. На этапе 5 происходит переход особей от планктонного к донному образу жизни. В связи с этим в ёмкости для культивирования необходимо установить субстраты для оседания глаукотоэ. Глаукотоэ не питается, на этой стадии развития камчатского краба кормление не осуществляется. На этапе 6 молодь краба ведёт донный образ жизни. На этой стадии необходимо выполнить постепенную замену сеток для оседания глаукотоэ на донные субстраты. Молодь камчатского краба начинает питаться, и для её кормления применяют комбикорма и, в меньшей степени, науплии артемии. На заключительном этапе 7 необходимо подготовить молодь к выпуску в естественную среду, осуществить транспортировку и выпуск особей в природу в заранее выбранных местах. Применение предложенных биотехнических методов и подходов к получению и выращиванию молоди камчатского краба позволит оптимизировать культивирование вида, а также таксономически и экологически близких к нему представителей крабоидов.

184-197
Аннотация

На основе материала, собранного в Баренцевом море, представлены оценки физиологического состояния особей камчатского краба Paralithodes camtschaticus и краба-стригуна опилио Chionoecetes opilio по двигательным реакциям. Данные оценки могут быть использованы для определения жизнеспособности гидробионтов в полевых условиях, на борту судна, в ходе передержки на бассейновом комплексе и дальнейшей транспортировки в живом виде. Выявлено, что набор маркеров является видоспецифичным. Для камчатского краба в качестве маркеров были отобраны попытка перемещаться, двигательная активность ходильных конечностей, антеннул, конечностей ротового аппарата и скафогнатидов; для краба-стригуна опилио — передвижение, двигательная активность ходильных конечностей и конечностей ротового аппарата, сжимание клешней переопод при раздражении, тонус третьей пары максиллипед. Проведена верификация метода визуальной оценки жизнеспособности по биохимическим показателям гемолимфы — содержанию глюкозы, лактата, мочевой кислоты и общего белка.

Технология переработки водных биоресурсов

198-212
Аннотация

Камчатские крабы (Paralithodes camtschaticus) наиболее востребованный объект промысла, в связи с тем, что крабовое мясо — высокоценный деликатесный продукт с отличными вкусовыми качествами, обладающий высокой пищевой и биологической ценностью. В работе представлен обзор по первичной обработке уловов краба, упаковке и транспортировке в живом виде с целью реализации через торговые сети и организации общественного питания. Описаны химический состав, пищевая и биологическая ценности мышечной ткани крабов. Показаны актуальность и эффективность комплексного использования камчатского краба за счёт получения дополнительных продуктов (биологически активных веществ — ферментов, липидов, атрактантов, хитин-хитозана, БАД) из отходов от разделки краба на ходильные конечности и головогрудь с её содержимым. Представлена перспективная схема технологического процесса при производстве мороженой непереработанной продукции в условиях промысла, а также пищевых продуктов и всего комплекса биологически активных веществ, являющихся дополнительным ассортиментом продукции с высокой добавленной стоимостью из отходов от разделки крабов.

Информация



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-3497 (Print)

По вопросу подписки и приобретения номеров журналов просьба обращаться в ООО «Агентство «КНИГА-СЕРВИС» (т.:  495 – 680-90-88;  E-mail: public@akc.ru  Web: www.akc.ru).