Preview

Труды ВНИРО

Расширенный поиск

Моделирование уровня потребления рыбы и рыбопродуктов в Российской федерации.

https://doi.org/10.36038/2307-3497-2025-200-196-205

EDN: TIMZOL

Аннотация

Целью работы является разработка модели, описывающей зависимость уровня потребления рыбопродуктов в РФ от ключевых факторов. Для этого рассматриваются основные теоретические наработки в области количественного изучения спроса на рыбу и рыбопродукты, предлагается и оценивается авторский подход к решению проблемы повышения достоверности описания спроса на данные товары. Используется метод эконометрического моделирования, основанный на классических метриках запаздывающего изменения и адаптации потребительского спроса (Houthakker-­ Taylor, Nerlove). Новизна представленного решения состоит в способе учёта ключевых факторов, влияющих на потребление рыбопродуктов в РФ, а также во включении в состав модели динамических переменных. Результат: предложенная модель позволяет с высокой достоверностью оценивать и прогнозировать ключевую характеристику спроса на рыбопродукты – ​ уровень их среднедушевого потребления. Тестирование модели показало приемлемое качество статистической значимости и объяснённой дисперсии, что даёт основания говорить о её адекватности. Практическая значимость: представленное решение может использоваться в качестве элемента экономического обоснования мероприятий в области регулирования отечественного рынка рыбной продукции.

Об авторах

А. Г. Мнацаканян
Калининградский государственный технический университет (ФГБОУ ВО «КГТУ»)
Россия

Советский пр-т, д. 1, г. Калининград, 236022



А. Г. Харин
Калининградский государственный технический университет (ФГБОУ ВО «КГТУ»)
Россия

Советский пр-т, д. 1, г. Калининград, 236022



Список литературы

1. Гулюгина А. А. 2023. Покупательная способность денежных доходов населения России в условиях современных вызовов // Уровень жизни населения регионов России. Т. 19. № 3. С. 395-406. DOI: 10.52180/1999‑9836_2023_19_3_7_395_406

2. Мнацаканян А. Г., Карлов А. М., Харин А. Г. 2021. Метод оценки экономической доступности рыбных продуктов в контексте обеспечения продовольственной безопасности // Морские интеллектуальные технологии. Т. 4. № 4. С. 135-140.

3. Мнацаканян А. Г., Харин А. Г. 2025. Исследование межрегиональных различий в ценах на некоторые рыбопродукты и на товары-­ заменители рыбы в Российской Федерации // АПК: экономика, управление. № 2. С. 55-65. DOI: 10.33305/252‑55.

4. Пиндайк Р., Рубенфельд Д. 2002. Микроэкономика. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 608 с.

5. Романова Л. В. 2016. Особенности формирования спроса на рыбную продукцию в отдельных регионах Центрального федерального округа // Фундаментальные исследования. № 2-1. С. 197-201.

6. Фоломеева Т. В. 2012. Потребительские аттитюды и лояльность // Вестник Санкт-­ Петербургского университета. Вып. 2(12). С. 184-193.

7. Birch D., Lawley M. 2014. The role of habit, childhood consumption, familiarity and attitudes across seafood consumption segments in Australia // Journal of Food Products Marketing. V. 20(1). P. 98-113. DOI: 10.1080/10454446.2012.732548

8. Breusch T. S., Pagan A. R. 1979. A Simple Test for Heteroscedasticity and Random Coefficient Variation // Econometrica. V. 47(5). P. 1287-1294. DOI: 10.2307/1911963

9. Carlucci D., Nocella G., De Devitiis B., Viscecchia R., Bimbo F., Nardone G. 2015. Consumer purchasing behaviour towards fish and seafood products: Patterns and insights from a sample of international studies // Appetite. V. 84. P. 212-227. DOI: 10.1016/j.appet.2014.10.008.

10. Durbin J., Watson G. S. 1950. Testing for Serial Correlation in Least Squares Regression: I // Biometrika. V. 37(3-4). P. 409-428. DOI:10.1093/biomet/37.3‑4.409

11. Houthakker H. S., Taylor L. D. 1966. Consumer Demand in the United States, 1929-1970. Analyses and Projections. Harvard Economic Studies, volume 126. Cambridge, Mass., Harvard University Press, 1966, 214 p. doi:10.1017/S0770451800038690.

12. Kusumastanto T., Jolly C. M. 1997. Demand analysis for fish in Indonesia // Applied Economics. V. 29(1). P. 95-100. DOI: 10.1080/000368497327443

13. Mitterer-­Daltoé M.L., Carrillo E., Queiroz M. I., Fiszman S., Varela P. 2013. Structural equation modelling and word association as tools for a better understanding of low fish consumption // Food Research International. V. 52(1). P. 56-63. DOI: 10.1016/j.foodres.2013.02.048

14. Nerlove M. 1958. Distributed lags and estimation of longrun supply and demand elasticities // Journal of Farm Economics. V. 40. P. 301-311.

15. Olsen S. O. 2004. Antecedents of Seafood Consumption Behavior. An Overview // Journal of Aquatic Food Product Technology. V. 13 (3). P. 79-91. DOI: 10.1300/J030v13n03_08

16. Scholderer J., Trondsen T. 2008. The dynamics of consumer behaviour on habit, discontent, and other fish to fry // Appetite. V. 51(3). P. 576-591. DOI: /10.1016/j.appet.2008.04.011

17. Scholderer J., Grunert K. G. 2001. Does generic advertising work? A systematic evaluation of the Danish campaign for fresh fish // Aquaculture Economics & Management. V. 5(5-6). P. 253-271. DOI: 10.1080/13657300109380293

18. Tambunan M. M.L., Balqiah T. E. 2020. Increasing fish consumption: A perspective theory of planned behaviour and role of confidence. In book: Advances in Business, Management and Entrepreneurship. ImprintCRC Press. Pр. 1050. P. 102-108. DOI:10.1201/9780429295348‑25

19. Thapa G., Dey M. M., Engle C. 2015. Consumer preferences for live seafood in the Northeastern Region of USA: results from Asian ethnic fish market survey // Aquaculture Economics & Management. V. 19(2). P. 10-25. DOI: 10.1080/13657305.2015.1024346

20. Thorsdottir F., Sveinsdottir K., Jonsson F. H., Einarsdottir G., Thorsdottir I., Martinsdottir E. 2012. A model of fish consumption among young consumers // Journal of Consumer Marketing. V. 29(1). P. 4-12. DOI: 10.1108/07363761211193000

21. Trondsen T., Braaten T., Lund E., Eggen A. E. 2004. Health and seafood consumption patterns among women aged 45-69 years. A Norwegian seafood consumption study // Food Quality and Preference. V. 15(2). P. 117-128. DOI: 10.1016/S0950‑3293(03)00038‑7

22. Welch A. A., Lund E., Amiano P., Dorronsoro M., Brustad M., Kumle M., et al. 2002. Variability of fish consumption within the 10 European countries participating in the European Investigation into Cancer and Nutrition (EPIC) study. Public Health Nutrition. V. 5(6). P. 1273-85. DOI: 10.1079/PHN2002404

23. Yousuf J. B., Bose S., Kotagama H., Boughanmi H. 2018. Preferences and intentions of seafood consumers in Oman: an empirical analysis // Journal of International Food and Agribusiness Marketing. V. 31(2). P. 175-203. DOI: 10.1080/08974438.2018.1497565


Рецензия

Для цитирования:


Мнацаканян А.Г., Харин А.Г. Моделирование уровня потребления рыбы и рыбопродуктов в Российской федерации. Труды ВНИРО. 2025;200:196-205. https://doi.org/10.36038/2307-3497-2025-200-196-205. EDN: TIMZOL

For citation:


Mnatsakanyan A.G., Kharin A.G. Model of fish and fish product consumption in the Russian federation. Trudy VNIRO. 2025;200:196-205. (In Russ.) https://doi.org/10.36038/2307-3497-2025-200-196-205. EDN: TIMZOL



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-3497 (Print)

По вопросу подписки и приобретения номеров журналов просьба обращаться в ООО «Агентство «КНИГА-СЕРВИС» (т.:  495 – 680-90-88;  E-mail: public@akc.ru  Web: www.akc.ru).