Исследование тенденций изменения объёмов потребления рыбной продукции в Китае с точки зрения повыше- ния уровня потребления.
https://doi.org/10.36038/2307-3497-2025-200-169-181
EDN: QKAHYT
Аннотация
Для точного формирования мер, направленных на высококачественное развитие рыбной отрасли, а также на согласование структурных реформ со стороны предложения с расширением внутреннего спроса на рыбную продукцию, в настоящем исследовании на основе официального Руководства по питанию для населения Китая проанализировано текущее состояние потребления рыбной продукции в Китае и выполнен прогноз её дальнейших изменений. Результаты показывают, что структура потребления рыбной продукции постоянно совершенствуется, при этом увеличивается доля потребления видов с высокой экономической ценностью. По прогнозам, к 2035 году объёмы потребления рыбной продукции в Китае могут превысить 35 млнов тонн. Исследование демонстрирует, что для удовлетворения растущего спроса на повышение уровня потребления рыбной продукции необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях:
1. использование обширных водных ресурсов для увеличения производства пищевой продукции и расширения каналов поставок рыбной продукции;
2. активное развитие выращивания высокоэкономичных видов рыб и водных биоресурсов с целью повышения производственных мощностей;
3. усиление научно-технической поддержки и модернизация оборудования в рыбной отрасли, способствующие устойчивому «зелёному» развитию рыболовства.
Данное исследование может служить информационной базой для органов управления рыбным хозяйством при разработке соответствующих мер политики. Формирование концепции комплексного продовольственного обеспечения, с учётом тенденций рынка рыбной продукции, позволит заранее планировать развитие и создавать диверсифицированную систему продовольственного обеспечения. Совместное воздействие на спрос и предложение будет способствовать высококачественному развитию отрасли.
Об авторах
И. ЧжанКитай
ул. Цинта, д 150, Пекин, 100141
Ц. Ян
Китай
ул. Цинта, д 150, Пекин, 100141
С. Юань
Китай
ул. Лученхуань, д. 999, Шанхай, 201306
Л. Сюй
Китай
ул. Цинта, д 150, Пекин, 100141
Список литературы
1. Гао Ц., Ли Ц., Лю Т. 2013. Тенденции спроса на водные продукты у населения Китая и анализ факторов, на него влияющих // сборник Дунъюэ. Т. 34(1):118-123. (Кит.: 高 金田, 李京梅, 刘铁鹰. 中国水产品居民消费需求趋势及影 响因素分析[J].东岳论丛,2013, 34(1):118-123.).
2. Ли Ж. 2018. Исследование направлений развития водной отрасли в условиях структурной реформы со стороны предложения // Рынок Китая. Т. 9:71-72. (Кит.: 李瑞琦. 供给侧结构性改革背景下水产业发展方向研究[J].中国市 场,2018(9):71-72.).
3. Ли С., Гао С., Чжао Л., Лю Ц., Сюй Л. 2024. Оценка и анализ потребления водных продуктов населением Китая // Экономика рыбного хозяйства Китая. Т. 2:95-104. (Кит.: 李雪, 高翔, 赵蕾, 刘聪 等. 中国居民水产品食用消费量测算与分 析[J].中国渔业经济,2024, (2):95-104.).
4. Лу Ч. 2022. Комплексное обеспечение стабильного производства и поставок рыбы в Тайчжоу с позиции «большого продовольственного подхода» // Рыбное хозяйство Китая. Т. 8:59-62. (Кит.: 卢昌彩. 用大食物观统筹台州渔业 稳产保供[J].中国水产,2022(8):59-62.).
5. Ма Ц., Цзоу Ч., Пань И., Ли И. 2018. Исследование новых моделей потребления водных продуктов на примере Hema Fresh // Торговые исследования Китая. Т. 11:75-76. (Кит.: 马君亦, 邹舟, 潘怡洁 等. 水产品消费新模式研究:以盒马鲜 生为例[J].中国商论,2018(11):75-76.).
6. Статистический ежегодник рыбного хозяйства Китая. 2023. Бюро рыболовства и рыболовного надзора Министерства сельского хозяйства и сельских дел КНР, Национальная станция по продвижению технологий в рыбном хозяйстве, Китайское общество рыбного хозяйства. Пекин: Китайское с./х. изд-во. С. 180 (Кит.: 农业农村部渔业 渔政管理局, 全国水产技术推广总站, 中国水产学会.2022 中国渔业统计年鉴[M]. 北京:中国农业出版社,2022.).
7. Сунь Ц., Лу Л. 2007. Анализ факторов, влияющих на рынок потребления водных продуктов Китая // Журнал Даляньского морского университета (сер. общественных наук). Т. 6:98-100. (Кит.: 孙建富, 鹿丽. 中国水产品消费市场影响 因素分析[J]. 大连海事大学学报(社会科学版),2007(6):98100.).
8. Сунь Ч. 2000. Анализ баланса спроса и предложения на рынке водных продуктов Китая // Исследования экономики рыбного хозяйства Китая. Т. 3:28-29. (Кит.: 孙琛. 我国水 产品市场供需平衡分析[J].中国渔业经济研究,2000(3):2829.).
9. Тан Ч., Чжан С. 2005. Анализ факторов, влияющих на потребление водных продуктов городскими жителями Китая // Экономика рыбного хозяйства Китая. Т. 5:41-43. (Кит.: 谭城, 张小栓. 我国城镇居民水产品消费影响因素分析[J]. 中国渔业经济,2005(5):41-43.).
10. Хань С., Чжоу Г., Ли И. 2015. Анализ особенностей потребления в сфере электронной коммерции свежих водных продуктов – на примере Янцзы, Чжэцзяна и Шанхая // Торговые исследования Китая. Т. 24:65-67. (Кит.: 韩笑, 周 桂娴, 李怡芳. 水产品生鲜电商的消费特点分析——以江浙 沪为例[J].中国商论,2015(24):65-67.).
11. Ху Ц., Ван Я. 2009. Анализ особенностей потребления водных продуктов в Китае и факторов, на него влияющих // Проблемы аграрной экономики. Т. 4:97-102. (Кит.: 胡求 光, 王艳芬. 我国水产品的消费特征及其影响因素分析[J]. 农业经济问题,2009(4):97-102.).
12. Цай С. 2019. Эмпирический анализ применения многофакторной серой прогностической модели первого порядка GM(1, N) // Журнал Харбинского педагогического университета (естественные науки). Т. 35(1):31-35. (Кит.: 蔡 素丽. 一阶多变量灰色预测模型GM(1, N)应用实证分析[J]. 哈尔滨师范大学自然科学学,2019,35 (1):31-35).
13. Чжао Ю., Лю Ц., У Ц., Цао Х., Оу Ц., Пань И. 2021. Питательная ценность и польза для здоровья водных продуктов в концепции «взаимодополняемости суши и воды» // Журнал рыбного хозяйства. Т. 45(7):1235-1247. (Кит. 赵 勇,刘静,吴倩 等. “水陆互补” 理念下的水产品营养健康功效 [J].水产学报,2021,45(7):1235-1247).
14. Чжун Ж., Чэнь Ц., Лю Х., Ли Ж. 2020. Текущее состояние и меры развития отрасли электронной коммерции свежих водных продуктов в провинции Гуандун // Сельскохозяйственная наука Тяньцзиня. Т. 26(1):50-53. (Кит.: 钟锐 宇, 陈金玉, 刘华 等. 广东省水产品生鲜电商行业现状与对 策分析[J].天津农业科学,2020,26(1):50-53.).
15. Чэнь Ц., Хань Л. 2016. Анализ и прогноз факторов, влияющих на спрос домашних хозяйств на водные продукты // Статистика и решения. Т. 17:97-100. (Кит.: 陈琦, 韩立民. 居 民家庭水产品消费需求影响因素分析与预测[J].统计与决 策,2016(17):97-100.).
16. Шу Ф. 2018. Прогнозирование общего объёма личных сбережений жителей города Чунцин на основе модели GM(1, N) // Журнал Чунцинского колледжа Три ущелья. Т. 34(6):46-52. (Кит.: 舒服华. 基于GM(1, N)的重庆市居民个 人储蓄总额预测[J].重庆三峡学院学报,2018,34(6):46-52.).
17. Birch D., Lawley M. 2012. Buying seafood: Understanding barriers to purchase across consumption segments // Food Quality and Preference. V. 26 (1):12-21. DOI: 10.1016/j.foodqual.2012.03.004
18. Boase N. J., White M. P., Gaze W. H., Redshaw C. H. 2019. Why don’t the British eat locally harvested shellfish? The role of misconceptions and knowledge gaps // Appetite. V. 143:104352. DOI: 10.1016/j.appet.2019.104352.
19. Carlucci D., Nocella G., De Devitiis B., Viscecchia R., Bimbo F., Nardone G. 2015. Consumer purchasing behaviour towards fish and seafood products. Patterns and insights from a sample of international studies // Appetite. V. 84:212227. DOI: 10.1016/j.appet.2014.10.008.
20. Hoerterer C., Petereit J., Krause G. 2022. Informed choice: The role of knowledge in the willingness to consume aquaculture products of different groups in Germany // Aquaculture. V. 556:738319.
21. Jacobs S., Sioen I., Pieniak Z., De Henauw S., Maulvault A. L., Reuver M., Fait G., Cano-Sancho G., Verbeke W. 2015. Consumers health risk-benefit perception of seafood and attitude toward the marine environment: Insights from five European countries // Environmental Research. V. 143:11-19.
22. Pieniak Z., Verbeke W., Olsen S. O. Hansen K. B., Brunsø K. 2010. Health-related attitudes as a basis for segmenting European fish consumers // Food Policy. V. 35(5):448-455. DOI: 10.1111/j.1365‑277X.2010.01045.x.
23. The state of world fisheries and aquaculture 2022: towards blue transformation. 2022. Rome, FAO. 440 p. doi.org/10.4060/cc0463en
Рецензия
Для цитирования:
Чжан И., Ян Ц., Юань С., Сюй Л. Исследование тенденций изменения объёмов потребления рыбной продукции в Китае с точки зрения повыше- ния уровня потребления. Труды ВНИРО. 2025;200:169-181. https://doi.org/10.36038/2307-3497-2025-200-169-181. EDN: QKAHYT
For citation:
Zhang Y., Yang Z., Yuan X., Xu L. Research on the consumption trend changes of aquatic products in China from the perspective of consumption upgrading. Trudy VNIRO. 2025;200:169-181. (In Russ.) https://doi.org/10.36038/2307-3497-2025-200-169-181. EDN: QKAHYT





























